«Не зная броду,
не суйся в воду!»
Цель: систематизация знаний о правилах поведения вблизи водоёмов ранней весной.
Задачи: закреплять представления об изменениях в природе, происходящие ранней весной;
активизировать вербальную память, мышление, развивать речь;
способствовать развитию у учащихся общей культуры в области безопасности жизнедеятельности;
учить заботиться о своём здоровье;
продолжить развитие коммуникативных способностей учащихся.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Приветствие детей.
II. Определение темы, целей и задач занятия:
Воспитатель: « Какое время года наступило? Какие изменения в природе произошли с наступлением ранней весны?
-Ребята подумайте и скажите, о чем мы будем говорить на занятии и чему мы должны научиться?»
Воспитатель: « Весна вступает в свои права. День ото дня она набирает силу. Реки, ручьи и озёра наливаются талами водами. Они точат лёд, который становится рыхлым и слабым.»
Клип «Весна идет»
Воспитатель: « Начинается весенний ледоход!
Как он манит к себе людей. Они собираются на берегах рек, озёр, чтобы полюбоваться этим интереснейшим явлением природы. При этом некоторые, особенно дети, выходят на лед, становятся близко к краю берегов и подвергаются опасности.
-Вот об этом мы сегодня с вами и поговорим, о правилах поведения на воде весной.
III Работа по теме занятия
-К нам в гости пришла тетушка Сова и хочет нас познакомить с правилами осторожности весной. Тётушка Сова приготовила для вас одну историю, которая произошла ранней весной.
Фрагмент из мультфильма «Верните Рекса»
- Что случилось с мальчиком?
- Почему лёд треснул?
- Как вы думаете, какое правило безопасности нарушил мальчик?
Слайд 1
Внешне лед по-прежнему кажется крепким, если не учитывать эту обманчивость поверхности льда, то в этот период могут быть несчастные случаи с людьми на водоёмах.
Поэтому ходить и играть весной на льду нельзя!
Быстрее всего процесс распада льда происходит у берегов.
Выходить на весенний лед можно только в крайнем случае. Например, для оказания помощи, терпящему бедствие. Но и тут надо знать меры предосторожности, чтобы самому не оказаться в критической ситуации.
Слайд 2
Перед тем, как ступить на лед, надо позаботиться о палке. При движении по льду палкой ударяют впереди и по обе стороны от себя по нескольку раз в одно и тоже место. Если после двух-трех ударов вода не показалась, значит лед надежен.
При появлении воды следует немедленно возвратиться к берегу, стараясь не отрывать ног ото льда (скользящим шагом).
Во время ледохода разрешается пользоваться только дорогами и переходом, по которым разрешено движение.
Слайд 3
Нельзя подходить близко к реке и спускаться с набережной. Одно неловкое движение и можно стать жертвой несчастного случая.
Не стойте на обрывистых и подмытых берегах – они могут обвалиться.
Когда вы наблюдаете за ледоходом с моста, набережной причала, нельзя перегибаться через перила и другие ограждения.
Слайды 4 - 8
Запрещено:
-кататься на санках, лыжах, коньках и просто находиться на рыхлом льду.
-выходить на водоемы;
-переправляться через реку в период ледохода;
-подходить близко к реке в местах затора льда;
-стоять на обрывистом берегу, подвергающемуся разливу и обвалу;
-собираться на мостиках, плотинах и запрудах;
-приближаться к ледяным заторам, отталкивать льдины от берегов;
-измерять глубину реки или любого водоема;
Не заходите на лед во время весеннего паводка, не катайтесь на льдинах и не прыгайте с одной на другую.
Слайд 9
А если все же произошёл несчастный случай ? Что же делать?
IV. Разбор ситуаций
Что делать, если вы провалились в воду: слайды 10- 15
- не паникуйте, не делайте резких движений, стабилизируйте дыхание;
- раскиньте руки в стороны и постарайтесь зацепиться за кромку льда;
- попытайтесь осторожно налечь грудью на край льда и забросить одну, а потом и другую ноги на лед;
- если лед выдержал, перекатываясь, медленно ползите к берегу;
- ползите в ту сторону, откуда пришли, поскольку там лед уже проверен на прочность.
Если нужна ваша помощь:
- вооружитесь любой длинной палкой, доскою, шестом или веревкою (можно связать воедино шарфы, ремни или одежду);
- следует ползком, широко расставляя при этом руки и ноги, толкая перед собою спасательные средства, осторожно двигаться по направлению к полынье;
- остановитесь от находящегося в воде человека в нескольких метрах, бросьте ему веревку (или другое спасательное средство);
- осторожно вытащите пострадавшего на лед, и вместе ползком выбирайтесь из опасной зоны;
- ползите в ту сторону, откуда пришли, поскольку там лед уже проверен на прочность;
- доставьте пострадавшего в теплое помещение и окажите ему помощь, отправьте в медицинское учреждение.
V.Физкультминутка
VI. Повторение правил поведения на весеннем льду
Составление памятки о мерах безопасности на тонком льду и в период весеннего паводка |