Педагогическая лаборатория
Педагогическая лаборатория «Развитие социально-коммуникативных навыков детей раннего возраста посредством игровых технологий»
Развитие ребенка раннего возраста во многом зависит от того, в какой форме происходит общение. Наилучшую возможность для возникновения эмоционального контакта создает игровая деятельность, в которой ребенок отражает внутреннюю потребность в активной деятельности, в ней ребенок проживает различные ситуации, связанные с событиями окружающего мира и усваивает навыки общения. Игра - важная деятельность, через которую воспитатель может решить любую образовательную задачу, в частности такую, как развитие социально-коммуникативных навыков. Именно игра является ведущим видом деятельности и в ней дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества, и взрослый получает возможность влиять должным образом на каждого ребенка в отдельности.
В раннем детстве ребенок именно в игре имеет возможность быть самостоятельным, общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать предметы. Цель игровой терапии-не менять ребенка, не переделывать его, не учить навыкам, а предоставлять возможность проживать ситуации при внимании и сопереживании вместе со взрослым.
Социально-коммуникативные умения обеспечивают ребенку полноценное включение в общение как процесс установления и развития контактов на основе потребности в совместной деятельности.
С внедрением игровых технологий происходит развитие эмоциональной сферы ребенка, возникает интерес как позитивная эмоция, и как следствие, ребенок выполняет роль заинтересованного участника образовательного процесса, а не исполнителя указаний со стороны воспитателя (взаимодействие взрослого и ребенка).
Игровые технологии как система игр используется не только в совместной и самостоятельной деятельности, но и при проведении режимных моментов, что обеспечивает более успешное усвоение культурно-гигиенических навыков благоприятной атмосферы как защитных механизмов стабилизации личности.
Для сближения детей, организации их совместной деятельности, поддержания положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми систематизируем и используем разнообразные игры, учитывая возраст детей, их умения и желания общаться.
Игры, которые направлены на развитие общения между детьми:
- Игры в парах - способствуют становлению субъективного эмоционально-положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении («По узенькой дорожке…»)
- Совместные игры с несколькими партнерами - помогают пережить чувство общности, воспитывают желание и умение вступать в эмоционально-практическое взаимодействие с группой детей («Паровозик»)
- Пальчиковые игры-дети подражают друг другу («Пузырь»)
- Хороводные игры-физический контакт, сочетание повторяющихся движений («Каравай»)
- Совместные игры с предметами-видеть партнера по игре, а не соперника за право обладать игрушкой («Катаем мячики»)
- Игры с правилами-умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого, действовать в соответствии с ролью («Воробышки и автомобиль»)
Все эти игры проводятся во время режимных моментов, на прогулке и в свободной деятельности.
Коррекционные игры способны оказать помощь детям с отклонениями в поведении, помочь справляться с переживаниями, вырабатывается способность управлять своим поведением, преодолевать трудности.
Игры-драматизации обогащают новыми впечатлениями, развивают интерес, формируют речь, активизируют словарь.
Использование игровых технологий проходит в несколько этапов:
- Становление субъективного отношения ребенка к сверстнику. Индивидуальная обращенность взрослого к каждому ребенку (с двумя детьми, при непосредственном участии взрослого).
- Развитие эмоционально-практического взаимодействия. Важная роль принадлежит взрослому, который начинает игру, является образцом правильных действий, создает положительную эмоциональную атмосферу.
- Подготовка ребенка к принятию роли и ролевому общению со сверстниками; с помощью взрослого ребенок включается и принимает роль.
- Развитие совместной и продуктивной деятельности.
С использованием игровых технологий дети безболезненно привыкают жить в коллективе, учатся сочувствовать, сопереживать, компенсируется дефицит общения со взрослым.
Игра носит развивающий характер, если организуется взрослым по принципу решение игровых задач, с использованием как прямых, так и косвенных педагогических руководств.
Таким образом, создание условий для формирования игровой деятельности направлено на включение детей в систему социальных отношений. Исходя из цели, решаются следующие задачи:
- Развивать самостоятельную игру;
- стимулировать овладение орудийными действиями;
- воспитывать познавательный интерес;
- формировать навыки коммуникативного взаимодействия.
Средствами для реализации данных целей являются:
- Организация развивающей предметно-пространственной среды;
- Систематизация игровой деятельности;
- Мотивация и совместная игровая деятельность.
Нормативные документы
Картотека игр
- БЕССЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ
- ИГРЫ ДРАМАТИЗАЦИИ
- ИГРЫ ЭТЮДЫ
- ИМИТАЦИОННЫЕ ИГРЫ
- СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
- КАРТОТЕКА ИГР ДРАМАТИЗАЦИЯ
Консультации для родителей
- МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РАСТЕМ С ЛЕГО»
- Консультация для родителей «ЛЕГО – нужная игра!»
- «Подвижные игры как средство всестороннего развития детей раннего возраста»
- Консультация для родителей «Игры для всестороннего развития детей раннего возраста»
Фотогалерея
Видеоматериалы